В этом модуле разберем пятый шаг алгоритма расчета юнит-экономики и найдем точку безубыточности для нашего бизнеса, а также рассмотрим особенности юнит-экономики ИТ-продуктов.
Шаг 5. Определить точку безубыточности
Точка безубыточности — это уровень продаж, где затраты сравняются с прибылью, то есть компания не получает доход, но и не теряет деньги. Расчёт этой точки помогает понять, сколько пользователей и за какой срок у нас должно быть, чтобы бизнес работал в плюс.
Используем наш пример с магазином, где мы уже посчитали прибыль на ближайший месяц. Добавим, что в среднем покупатель остается с нами 12 месяцев, затраты на обслуживание магазина составляют $6 000 в месяц, в первый месяц у нас 125 покупателей и дальше каждый месяц их количество увеличивается на 10% (реклама работает хорошо!).
Лучший магазин модных сумочек
Месяцы | Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 3 | Месяц 4 | Месяц 5 | Месяц 6 |
Покупатели, человек | 125 | 138 | 152 | 168 | 185 | 204 |
Продажи, $ | 12,5 | 13,8 | 15,2 | 16,8 | 18,5 | 20,4 |
Переменные затраты, $ | 8 125 | 8,97 | 9,88 | 10,92 | 12,025 | 13,26 |
Прибыль, $ | 4 375 | 4,83 | 5,32 | 5,88 | 6,475 | 7,14 |
Фиксированные затраты, $ | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Доход | -1 625 | -1,17 | -680 | -120 | 475 | 1,14 |
Таким образом, первые четыре месяца наш бизнес будет работать в минус. Где-то в середине пятого месяца мы достигнем точки безубыточности, а концу выйдем в плюс.
Можно ли найти точки безубыточности проще, не строя всю таблицу? На самом деле, да. Для этого достаточно подсчитать нашу прибыль в процентах — разделить прибыль за первый месяц, которую мы уже посчитали ($4 375), на количество продаж (125). Получилось 35%.
Затем для расчета точки безубыточности поделим фиксированные затраты на получившееся число — $6 000 / 35% = $17 143. Так как мы работаем с относительными величинами, ежемесячное изменение в количестве покупателей уже учтено.
И, наконец, нам надо учесть стоимость одной покупки ($100). Нам надо будет привлекать 172 покупателя в месяц, чтобы достигнуть точки безубыточности. Что полностью совпадает с нашими расчетами на пятый месяц.
Особенности юнит-экономики ИТ-продукта
Юнит-экономика ИТ-продуктов обычно гораздо проще.
Во-первых, почти всегда юнитами выбираются пользователи.
Во-вторых, по сути нам нужны ответы только на два вопроса.
- Сколько мы потратили на привлечение одного пользователя?
- Берём затраты на привлечение пользователей за какой-то период — например, месяц (как правило, таких пользователей обозначают отдельной когортой).
- Делим затраты на количество пользователей в группе и получаем CAC.
- Сколько мы заработали на одном пользователе?
- Считаем прибыль от нашей группы пользователей.
- Делим прибыль на количество пользователей в группе и получаем LTV.
В-третьих, сам расчёт прибыли проще (ведь для LTV нам нужна именно она, а не доход). Например, если мы продаём игру через Steam или приложение через AppStore, то себестоимость одной копии нулевая, и мы можем полностью записать доход от продаж в прибыль. Главное, помнить, что в прибыли мы будем учитывать не доход от каждой проданной копии, а непосредственно прибыль, которую получаем (ведь существует ещё и комиссия магазинов).
Из чего состоит юнит-экономика ИТ-продукта
Как правило, на вход ИТ-продукта подаются пользователи: они проходят продукт с какой-то конверсией в покупателя и средним чеком — а на выходе мы получаем доход.
Три основные метрики ИТ-продукта
CPА (cost per acquisition) — стоимость привлечения пользователя, которая от нас не сильно зависит, потому что мы покупаем пользователей на аукционах рекламных площадок. Если на ваш рынок придет крупный конкурент и положит в канал много денег, то ставки резко вырастут, и вы с этим ничего сделать не сможете. Многие могут спутать CPAcq со стоимостью клика, но стоимость клика нельзя использовать, потому что в наше время приходится привлекать пользователей на сайт несколько раз.
ARPU (average revenue per user) — средний доход с привлеченного пользователя. Эта метрика полностью зависит от продукта, потому что в расчете используется конверсия в покупателя, средний чек и количество повторных покупок.
ARPU = Конверсия в покупателя × количество повторных покупок × средний чек × маржа.
Маржа — пpoцeнт oт вceгo дохода, ocтaвшийcя пocлe вычета пepeмeнныx зaтpaт. Taкими зaтpaтaми мoгут быть зaкупкa cыpья и мaтepиaлoв для пpoизвoдcтвa. Но в них не входят расходы на рекламу и зарплаты сотрудников.
Как посчитать прибыль ИТ-продукта
User Acq × (конверсия в покупателя × количество повторных покупок × средний чек × маржа – CPAcq ) = Profit
Если стоимость привлечения выше среднего дохода от пользователя (ARPU), то экономика продукта не сходится.
Вот еще несколько формул полезных производных метрик продукта: ARPPU — доход с платящего пользователя. В нем учитываются операционные издержки на каждого покупателя, но по факту он равен AMPPU — средней марже с платящего пользователя. Однако юнит–экономика пришла к нам из SAAS-бизнесов, а там нет операционных издержек на продажу, поэтому мы используем метрику ARPPU.
- ARPPU = количество повторных покупок × средний чек
- AMPPU = количество повторных покупок × средний чек × маржа
- Прибыль = маржа − расходы на рекламу
Рекомендуем посмотреть видео о том, как посчитать юнит-экономику еще проще.