Прототип и MVP позволяют протестировать идею, продукт или фичу на самых ранних стадиях, чтобы отсекать заведомо неэффективные решения, сосредотачиваться только на том, что приносит максимальную ценность и порверять больше гипотез в единицу времени. Во время микрокурса рассмотрим разные виды портотипов, для каких задач и на какой стадии создания продукта они применяются, как их создавать и проводить тестирования с пользователями.

В этом модуле вы узнаете, для каких задач стоит использовать прототипы, чем они отличаются от MVP и как правильно выбрать вид прототипа для решения своих проблем.

Если коротко, то прототип — это примитивная форма чего-либо, которая позволяет протестировать гипотезу в более-менее реальных условиях.

Прототипы используются повсеместно при тестировании различных продуктов, процессов, моделей и в совершенно разных областях: промышленный дизайн, разработка софта, бизнес-процессы. В рамках микрокурса мы будем говорить об общих аспектах прототипирования, но какие-то моменты будут касаться разработки именно digital-продуктов.

Слово «прототип» происходит от греческого πρωτότυπος — «оригинал, примитив», а оно в свою очередь образовалось из двух слов: πρῶτος — «первый» и τύπος — «впечатление».

Prototyping is the conversation you have with your ideas Tom Wujec, (исследователь из Autodesk, автор книг о развитии интеллекта, спикер TED)

Прототипы нужны не только для того, чтобы протестировать идею конкретного решения, но и чтобы найти или сформулировать гипотезу.

Прототип ≠ MVP

У прототипа в первую очередь исследовательские задачи:

  • найти решение; 
  • валидировать идею; 
  • протестировать гипотезу. 

У MVP более конкретная цель — проверить «продажеспособность» работающего решения.

Какими бывают прототипы?

Виды прототипов

Вид прототипа, который вам необходимо создать, зависит от условий и ограничений — то есть от того, что именно вы хотите протестировать, на каком уровне проработки находится тестируемый объект, сколько ресурсов вы готовы потратить на тестирование и т.д.

Прототип низкой точности (low fidelity, sketch, lean/business canvas)

Прототип низкой точности

По факту, это бумажные прототипы, наброски, скетчи, очень простые реализации общей задумки. Они идеально подходят на ранних этапах проработки идеи. С помощью таких прототипов проще разобраться, в чем на самом деле смысл предложенного решения. В lo-fi-прототипах больше внимания уделяют способу использования продукта, а не тому, как он будет выглядеть.

Очень интересный пример lo-fi-прототипа Google Glass показал Tom Chi на конференции TED в Киото:

Но когда сложность продукта увеличивается, становится все труднее поддерживать lo-fi-прототипы в цикле разработки и приходится переходить к прототипам следующего уровня.

Плюсы

  • Дешевые, быстро создаются.
  • Позволяют итерировать в realtime.
  • Могут быть созданы кем угодно, независимо от навыков.
  • Позволяют быстро проверить идеи разного уровня абстракции и жизнеспособности.

Минусы

  • Могут быть сильно далеки от реальности.
  • Почти не подходят для тестирования на реальных пользователях.
  • Не подходят для тестирования сложных гипотез.

Прототип средней точности (medium fidelity, wireframe, interaction map, storyboard)

Прототип средней точности

Очень хорошее определение прототипов среднего уровня проработки дала Елена Сахарова в своей статье о прототипах на Medium:

Wireframes — это организация полного функционала конечного продукта в виде структуры с представлением элементов интерфейса и навигации, их взаимодействия друг с другом. Как правило, в wireframes не используются типографика, цвет и любые другие графические элементы оформления, так как основное внимание уделяется функциональности, поведению и содержанию.

Если под словом Wireframes понимать Medium Fidelity-прототипы — это будет идеальной интерпретацией моего мнения на этот счет ?

По факту, это самый часто используемый внутри команды вид прототипов — lo-fi недостаточно хорош для проверки содержания решения, а hi-fi (следующий уровень) зачастую излишне детализирован, слишком дорогой и создается довольно долго.

Плюсы

  • Все еще достаточно быстрый в создании.
  • Хороший баланс между ценой создания и получаемым знанием.
  • Позволяет проводить полноценные тесты с живой аудиторией.
  • Позволяет проверить полноту проектируемого решения. Например, «как закрыть всплывающее окно если нет крестика?».
  • Можно использовать как документацию к разработке продукта.

Минусы

  • Слабо вовлекает в использование.
  • Пользователю необходимо уметь абстрагироваться от визуальных ограничений.

Прототип высокой точности (high fidelity, interactive)

Прототип высокой точности

Такие прототипы часто ошибочно принимают за конечный продукт, потому что они наиболее близки к готовому продукту. Hi-fi-прототипы лучше всего передают опыт использования продукта и реальные функциональные возможности.

Они идеально подходят для обсуждения сложных частей продукта и полноценных тестов решения на конечных пользователях, хотя могут быть дорогостоящими и отнимать много времени на создание.

Интересный пример hi-fi-прототипа — «фейковая» страница App Store, на которой тестируют опыт принятия решения о скачивании мобильного приложения. На такие странички привлекаются реальные пользователи — и они даже не особо догадываются, что попали не в App Store, а на тестовую страницу. Это помогает более-менее корректно оценить конверсии в установку еще до публикации приложения.

Прототип высокой точности

Плюсы

  • Привычнее всего для пользователя, хорошо вовлекают.
  • Лучше всего «продают» идею или решение.
  • Подходит для тестирования сложных продуктов (или частей продукта).

Минусы

  • Дорогие и долгие в создании.
  • Их сложно интерпретировать тем, кто не погружен в продукт, могут увести «не туда» своей привлекательностью.

В следующих модулях вы узнаете, зачем нужны прототипы, как их создавать и тестировать, как создавать MVP. Следующий модуль — «Зачем нужен прототип».