В этом модуле вы узнаете, что такое карта будущего, из каких компонентов она состоит и как она помогает работать с трендами, подрывнями технологиями и угрозами для вашего продукта.
Что такое карта будущего
По следам ранних материалов, посвященных методологии RapidForesight.
На карте будущего выделяется три основных временных горизонта:
- Ближний — для явлений, которые большинство участников наблюдает уже сейчас. Фактически, разнообразие материалов этого горизонта определяется мерой профессионализма и осведомленности в актуальных процессах собственной предметной области.
- Средний — для явлений, предпосылки к которым есть уже сейчас, но произойдут они (по предположению участников) в ближайшем будущем и которые сами эксперты считают значимыми и прорывными уже для сегодняшнего дня. Также эксперты хорошо осведомлены о неоднозначных условиях их появления, поэтому верят и не верят в них одновременно, в результате сдвигая их в будущее. Размещение карточек в среднем горизонте может быть результатом уверенности экспертов в том, что именно в данный момент будут проявлены все предпосылки: например, наберет силу тот или иной социальный тренд или попадут в массовое использование технологии-предшественники.
- Дальний — для тех явлений, возникновение которых участники только предполагают на основе своих представлений. Здесь могут быть объекты двух категорий. Первая: объекты, появление которых на карте диктуется развитием того или иного технологического тренда. Вторая: получившие развитие на новом технологическом уровне знакомые продукты.
Основные элементы карты будущего
Тренд — это опорная сущность форсайта. В рамках нашей работы мы будем рассматривать тренд как долгосрочное явление, связанное с изменениями поведения и предпочтений потребителей на рынке, который мы анализируем. На предпочтения потребителей стараются повлиять игроки — создавая и развивая технологии. Развитие технологий периодически приводит к появлению новых форматов (новых бизнес-моделей):
- функция (направление) изменения какого-либо числового параметра во времени;
- развитие совокупности сходных событий в определенном направлении.
Тренд в форсайте — это объективно наблюдаемый и измеряемый процесс постепенного качественного или количественного изменения, который:
- развивается на протяжении хотя бы одного горизонта «карты времени»;
- проходит в «большой системе», надсистеме предмета форсайта — например, в транспорте и образовании (по отношению к предмету «транспортное образование») или в стране в целом (если предметом является регион) и т.д. В качестве трендов могут привлекаться процессы с уровня «+2» («наднадсистемы») — то есть, например, «в мире в целом» для региона, или «все виды коллективной деятельности» для «транспортного образования»;
- имеет принципиально измеряемый (не обязательно уже измеренный) индикатор, который со временем изменяется в определенном направлении. Например, «вытеснение человека из рутинной деятельности средствами автоматизации» теоретически может быть посчитано для каждого года, таким образом тренд может быть объективно зарегистрирован.
Примеры событий, связанных с трендом
- 2018 — в новой флагманской линейке Samsung впервые не был увеличен размер экрана.
- 2020 — Apple сняла с производства модель с 6-дюймовым экраном.
Примеры возможностей и угроз
- Рост экранов мобильных устройств создал угрозу для традиционных специализированных устройств (электронных книг, КПК, навигаторов и даже субноутбуков).
- Большие экраны создали новые рынки потребления контента (видео, игры, книги, учебные курсы и т.д.).
Пример формата
- В примере с размером экранов «новым форматом» являются планшеты.
Явления с жизненным циклом
- Формат и технология — сущности с жизненным циклом (со своими этапами развития). Этим они похожи на тренды. Для таких явлений, необходимо, не путая их с трендами, указывать точки появления и/или широкого распространения.
Например, «распространение автомобилей на автопилоте» может быть трендом для предмета «автомобилестроение». Но для предмета «транспорт» — это частный случай тренда «автоматизация транспорта».
Тогда такое явление целесообразно представить на карте в виде технологии «автопилоты» и, например, события «50% автомобилей в развитых странах имеют функцию автопилота».
Дополнительная опция: кривая очарования технологией (кривая Гартнера).
Анализ форматов (бизнес-моделей) предназначен для для выявления Disruptive innovation (требует от участников специальных навыков).
События — индикаторы изменений
Для каждого тренда (хотя можно и без привязки к тренду) выделяются значимые события в виде заголовка новостной ленты или некоторого количественного показателя, который бы отражал изменения в той сфере, для которой делается форсайт.
Пример
- «Nike продал на 10% больше пар обуви через свой онлайн магазин, чем через торговую сеть».
- «Правительство Москвы удвоило транспортный налог для владельцев машин с двигателями внутреннего сгорания» (тренд — замещение транспорта с ДВС электротранспортом).
Мини-теория
- Событие — это одномоментное явление, выражающее кульминацию какого-либо тренда или его точку перелома.
- Событие является сигналом или индикатором развития тренда и помогает понять, что тренд развивается в ожидаемом направлении.
Игроки и целевая аудитория
Игрок
- Игрок — рыночный субъект, действующий целенаправленно для развития (+) или предотвращения развития (−) явления, составляющего основу тренда.
- Сила влияния игроков:
- (++)/(−−) Активный игрок с большим влиянием.
- (+)/(−) Активный игрок с низким влиянием.
Целевая аудитория (ЦА)
- Целевая аудитория — сегмент пользователей продукта, чьи требования к продукту или способ удовлетворения потребности изменяется в связи с развитием явления.
- Целевая аудитория может быть разделена на сегменты, последовательно вовлекаемые в явление.
Бизнес-модель / формат
- Бизнес-модель или формат — это институциональный ответ на вызов или возможность, диктуемые трендом.
- Под бизнес-моделью и форматом понимается любая форма сотрудничества между людьми. Например, «интернет-магазин» как формат на тренде «виртуализация окружающего мира».
- У формата и бизнес-модели нет конечной цели. Но они могут запускать новый тренд.
Технология
- Это отдельное технологическое решение («новый тип топлива») или пакет технологических решений («реактор на быстрых нейтронах»), значимый для развития, открытия или угасания того или иного тренда или формата.
- Технология также обусловлена собственной логикой научно-технического прогресса, развертывание которого происходит вне рамок предмета Форсайт-сессии. Например, «быстрый нейроинтерфейс» является продуктом линии решений в области психофизиологического мониторинга, но на карте системы «транспортное образование» появляется только тогда, когда начинает влиять на состояние предмета (создавая возможности для нового типа образования).
Угроза
- Последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может негативно повлиять на нас (или другого значимого для нас субъекта).
- При заполнении карточки «Угроза» всегда заполняется графа «Субъект», потому что угроза — это всегда «для кого-то».
- «Потеря функции целеполагания детьми, с раннего возраста использующими рекомендательные системы» — угроза для родителей, но возможность для диктатора.
- «Потеря образовательного суверенитета страны в результате перевода курсов Coursera на русский язык» — угроза для государства.
- При генерации угроз по отношению к каждому тренду и каждой другой карточке на карте участник задается вопросом — как это может повредить данному субъекту, в чем невыгодность этого явления или развития этого тренда для указанного субъекта?
Возможность
- Последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата или другой сущности на карте, которое может положительно повлиять на нас или какой-то значимый для нас субъект.
- При заполнении карточки «Возможность» всегда заполняется графа «Субъект», потому что возможность — это всегда «для кого-то».
- Например, «увеличение количества пробок на дорогах» — возможность для производителя кондиционеров с фильтрами или стеклопакетов. А «потеря образовательного суверенитета страны в результате перевода курсов Coursera на русский язык» — возможность для глобальных образовательных онлайн-агрегаторов.
- При генерации возможностей к каждому тренду и каждой другой карточке на карте участник задается вопросом, как это может помочь или быть выгодным данному субъекту?
Закон / нормативный акт (опционально)
- Закон / нормативный акт — институциональный (регуляторный) «ответ на вызов». По сути, одномоментный акт управленческой воли (воплощенный в документе регулятора, законе или нормативном акте).
- Закон / нормативный акт частично обусловлен трендами, работает на запуск, перелом, торможение тренда или изменение его направления.
- Закон / нормативный акт также обусловлен собственной логикой «институционального развития» (цели субъекта, управляющего «большой системой» — например, федеральное / региональное правительство, отраслевой регулятор и пр.).