В этом модуле вы узнаете, как приоритизировать бэклог и выбирать наиболее ценные задачи с помощью методик Story Mapping, Value&Effort, MoSCoW, модель Кано.

Приоритизация задач — один из самых сложных процессов в работе менеджера продуктов. На это есть две причины:

  1. Потому что большая часть способов приоритизации достаточно субъективна.
  2. Стейкхолдеров много и у них часто бывают очень противоречивые требования по приоритетам. 

При этом договариваться о приоритетах все-таки возможно. В этом помогает установка общих и понятных всем критериев — они снижают долю субъективизма и делают приоритизацию более логичной и прозрачной для всех. Хотя полностью избежать субъективности в процессе приоритизации задач невозможно. 

Когда вы проводите приоритизацию, обязательно привлекайте представителей бизнеса, потому что в любой отрасли и у любого бизнеса есть своя специфика. Представители бизнеса особенно необходимы, если речь идет об оценке ценности того или иного решения для бизнеса и конкретных показателях, по которым эта ценность измеряется.

Приоритизация с использованием User Story Mapping

Когда у вас много задач или вы собираетесь на мозговой штурм с командой, а заинтересованные лица массово высылают свои «хотелки», необходимо очень быстро кластеризовать функции и провести их приоритизацию. В этом помогает User Story Mapping.

На горизонтальной оси вы располагаете последовательные шаги пользователя в продукте. А под каждым шагом перечисляете все функции, которые к нему относятся, при этом более приоритетные фичи размещаются выше менее приоритетных. В этой методике приоритет считается с точки зрения пути пользователя в продукте.

В итоге вторая линия функциональности и будет каркасом, MVP — то есть базовым набором функций продукта. Все, что размещено ниже, будет очень субъективным, потому что опирается на ваше мнение и мнение стейкхолдеров.

User Story Mapping

Матрица Value vs Efforts

Эта методика более конкретная — здесь появляются определенные критерии, показатели.

Вертикальная шкала — это значимость для бизнеса (Value, ценность). При оценке значимости используют конкретные показатели — в зависимости от рынка, на котором существует продукт. Это может быть как User Aquisition, охват, RevenueChurn Rate, виральность, LTV — то есть четкие метрики, по которым вы оцениваете эффективность фич и продукта.

Горизонтальная шкала — количество усилий, которое необходимо затратить на каждую фичу. Она откладывается либо в стори поинтах, либо в человеко-часах в зависимости от принятого в команде метода оценки задач в бэклоге. По этим шкалам вы оцениваете все функции и располагаете их на матрице.

  1. Самые приоритетные функции — в квадранте Quick Wins.
  2. На втором месте — Big Bads. Дорогие в производстве, но способные принести максимальную ценность.
  3. На третьем месте — Maybes. Эти функции легко реализовать, но влияние на бизнес у них небольшое.
  4. Четвертый квадрант — Time Syncs. Эти задачи либо оставляют на потом, либо вы вообще игнорируют, потому что нет смысла их реализовывать.
Value & Efforts

Методика MoSCoW

Этот подход тоже очень субъективен, потому группы фич располагаются по нескольким категориям вместе со стейкхолдерами — как и в User Story Mapping.

  1. Must Have — это функции, без которых вы не сможете выпустить продукт, базовый каркас. Здесь важно учитывать функции, которые улучшают монетизацию продукта — в погоне за удовлетворением пользователей о них могут забыть. 
  2. Should Have – это функции, которые должны быть в продукте, но их отсутствие не критично. 
  3. Could Have — это то, что желательно включить в релиз продукта. 
  4. Would Have — наименее приоритетные функции, по остаточному принципу.
MoSCoW

Метод Кано

Это самый ненадежный метод. Чаще всего его используют при формировании маркетинговых стратегий. Чтобы им воспользоваться, необходима выборка пользователей, которые делятся своим эмоциональными состоянием и ощущениями от использования какой-либо функциональности продукта или наоборот — в ее отсутствии.

В методе Кано есть две оси: удовлетворенность пользователя и функциональность атрибута.

Вам нужно понять, как каждая категория фич влияет на удовлетворенность пользователей. 

  1. Обязательные фичи, они же безусловные. Это аналог Must Have из метода MoSCoW, базовая функциональность продукта. Без этих фич продукт никто не будет покупать. Здесь не идет речь о неудовлетворенности пользователя — это просто необходимый для выживания минимум.
  2. Линейная функция. В эту категорию попадают фичи, наличие которых прямо пропорционально влияет на удовлетворенность пользователей. Чем их больше и чем они качественнее, тем выше удовлетворенность. 
  3. Привлекательные функции. Это не обязательные фичи, которые вызывают вау-эффект. Благодаря им пользователи становятся приверженцами продукта. Важно понимать, что люди очень быстро привыкают к какой-то функциональности, поэтому привлекательные функции со временем переходят в разряд линейных, обязательных и даже безразличных.
  4. Безразличные функции. Они никак не влияют на удовлетворенность. 
  5. Еще выделяют нежелательные функции. Чем их больше, тем ниже уровень удовлетворенности пользователей. Часто они делаются ради безопасности продукта, выполнения требований законодательства. На графике их не отображают в качестве отдельной группы, но о них нужно знать.
Модель Кано

Глоссарий

Churn — отток клиентов.

Churn Rate — коэффициент оттока клиентов на какой-то момент времени (в процентах или десятичной дроби). Формула: (пользователей на начало месяца − пользователей на конец месяца) / (пользователей на начало месяца). Подробнее — в нашей статье из рубрики «Продакт отвечает».

LTV (lifetime value) — «пожизненная ценность» клиента, совокупный доход, который клиент принесет компании за все время использования продукта. Lifetime — время, в течение которого клиент пользуется продуктом.

Retention — удержание пользователей. Retention Rate — показатель, который определяет количество лояльных потребителей. Формула: (Количество клиентов в конце периода − Количество клиентов, привлеченных в течение периода) / Количество клиентов в начале периода * 100%.

Revenue — выручка, доход от основной деятельности за определенный период времени.

User Acquisition — число привлеченных пользователей.

User Story Mapping — метод, который помогает организовать все User Story, приоритизировать их и найти между ними связь, чтобы планировать выпуск новых фич и релизов продукта, искать пробелы в функциональности продукта. Результат применения метода — User Story Map, карта пользовательских историй.

Фича (Feature) — дополнение к основным функциям продукта. Без фичи продукт решает основную задачу, но именно набор фич делает продукт уникальным. Удачная фича потенциально способна сделать продукт лидером сегмента или рынка — тогда ее называют «киллер-фича» (Killer Feature).

Seasons