Дополнительные материалы

  1. Обзор от Framer, «продающий» метод прототипирования: 
    1. Сокращенная версия: State of Prototyping by Framer & Design Week 
    2. Полная версия: state-of-prototyping-2020.pdf
  2. Книга про методы дизайн-мышления — поможет найти подходящее вам на текущей стадии и сдвинуть с мертвой точки, если застряли: Придумай. Сделай. Сломай. Повтори
  3. Две отличные лекции Антона Шейна в «Школе дизайна» Яндекса: 
    1. https://www.youtube.com/watch?v=ll2raex7_CI
    2. https://www.youtube.com/watch?v=SEjaZJTWqUw
  4. Статья о различиях в логике и использовании прототипов разного уровня (автор называет прототипы низкого и среднего уровня sketch и wireframe соответственно): Sketches and Wireframes and Prototypes! Oh My! Creating Your Own Magical Wizard Experience
  5. Заметка Билла Бакстона о том, в чем разница между скетчем и прототипом (low-fi и hi-fi-прототипами в терминах этого модуля): What Sketches (and Prototypes) Are and Are Not
  6. Очень крутой материал о процессе дизайна физических продуктов: Наглядное пособие по разработке продуктов: дизайн
  7. Большой список инструментов для прототипирования digital-продуктов на любой вкус, цвет и уровень навыков: 20 инструментов для прототипирования: от быстрого и грязного wireframe к функциональному прототипу
  8. DIY. Гайд по методам продуктовых исследований: качественные, количественные, UX-исследования
  9. Как собрать первую версию продукта без команды разработки?
  10. Подкаст make sense #45: о Minimum Lovable Product, мобильном онбординге и экспериментах в продукте со Станиславом Пятикопом
  11. Что такое и чем отличаются UX, UI, юзабилити, SD, CX?
  12. Где хранить результаты исследований и по каким принципам организовать базу инсайтов?
  13. Подкаст make sense #134: О поиске респондентов для исследований — способы, каналы, инструменты и ошибки рекрутинга
  14. Как объективно оценить «юзабельность» интерфейса, когда ставишь задачу по его разработке?
  15. Вебинар: Level up кастдева — как эффективнее проводить интервью и продуктовые тесты с клиентами
  16. От идеи до MVP. Как проверять гипотезы новых продуктов и фичей
  17. Возможности и ограничения no-code-инструментов для проверки гипотез
  18. Как подход RAT помогает мне убивать идеи продуктов еще до создания MVP (Евгений Паршин)
  19. Ultimate MVP: как делать продукт без разработки (Talent Tech, Алена Паньшина)
  20. Лекция из Y-combinator про MVP
  21. Культовая статья «Do things that don’t scale»
  22. Доклад Стаса Пятикопа на Product Mindset в Перми с кейсами про MVP
  23. Гид по стадиям продукта
  24. Как создавать MLP
  25. Программная статья про RAT: The MVP is dead. Long live the RAT
  26. Как RAT помогает тестировать гипотезы

Задания для самостоятельной работы

Эти задания помогут закрепить теорию. Выполнять их необязательно, но очень желательно — только практика делает знание настоящим. Задания для самостоятельной работы не проверяются, но вы можете обсуждать их с опытными знакомыми и коллегами, а также в нашем закрытом сообществе в Slack (ссылка — в приветственном письме от ProductSense Academy).

  1. Сформулируйте идею прототипа: какой опыт вы хотите протестировать и почему.

Я думаю, что опыт пользователя при _________ (описание функциональности продукта — например, «при фильтрации поисковой выдачи», «при регистрации», «при оформлении покупки», «при изучении контента»)

можно сделать _________ (общая цель по улучшению опыта, которую хотим достичь — например, проще, понятнее, более вовлекающим, более удерживающим)

если _________ (конкретное описании, за счет чего вы достигнете цели — например, сделать милую анимацию загрузки, сократить количество элементов в списке, сделать карточку товара больше, показать пошаговый coach-mark).

Тогда мы сможем _________ (описание изменения метрики, над которой работаете — например, увеличить конверсию в воронке онбординга, снизить время на оформление заказа, повысить эмоциональную привязанность к продукту).

Лучше выберите что-то не очень «массивное» — тогда будет больше шансов сделать несколько итераций работы над прототипом до дедлайна.

  1. Создайте подходящий прототип для тестирования этого опыта.
  2. Протестируйте этот прототип на 3−4 потенциальных пользователях или хотя бы на знакомых.

Рекомендации по тестированию

Лучше всего выбрать формат модерируемого интервью — тогда вы сможете увидеть, как человек «работает» с прототипом, как и что у него получается, задать вопросы о его опыте и т.д.

Если у вас еще нет продукта и вы только начинаете его создавать, то могут возникнуть проблемы — будет невозможно сделать выводы об изменении метрики, над которой вы хотели поработать.

Обойти эту проблему можно так:

  • сделайте один прототип, в котором есть то, за счет чего вы хотели достичь цели;
  • сделайте второй прототип, в котором этого компонента нет;
  • проведите сплит-тестирование и сравните изменение нужной вам метрики.

Законспектируйте, успешность каких решений прототипа подтвердилась тестированием, а какие решения оказались неудачными. В результате у вас должно быть три артефакта:

  • описание идеи прототипа;
  • прототип (постарайтесь сделать его так, чтобы можно было расшарить мне);
  • заметки с тестирования прототипа на пользователях.

Глоссарий

UX (User Experience — пользовательский опыт) — всеобъемлющий термин, который касается всего, что влияет на работу пользователя. Он основан на эргономике, инженерной психологии, когнитивистике, робототехнике и других научных дисциплинах, которые меняли наш мир на протяжении XX века. Одно из самых распространенных заблуждений — считать UX исключительно дизайном взаимодействия. 

MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) — наиболее ранняя и сырая версия  продукта с базовой функциональностью, которой достаточно, чтобы подтвердить спрос и собрать обратную связь. Цель MVP — убедиться, что продукт действительно приносит ценность и люди готовы за него платить.

Прототип — примитивная форма чего-либо, которая позволяет протестировать гипотезу в более-менее реальных условиях. У прототипа в первую очередь исследовательские задачи (найти решение, валидировать идею, протестировать гипотезу), у MVP же более конкретная цель — проверить «продажеспособность» работающего решения в целом.

UI — User Interface (пользовательский интерфейс) говорит о взаимодействии пользователя с интерфейсом, хотя в России он исторически сохранился за отделами маркетинга и редко выделяется в самостоятельную область. К сожалению, до сих пор встречаются примеры объединения этих подразделений из серии: «Исследования и исследования, какая разница».

SD — Service Design, целостный взгляд на совмещение двух дисциплин: технологическую базу и пользовательские исследования (в физическом и диджитал-мире). Результат такого подхода — персонализированные, упрощенные интерфейс и дизайн продукта, в которых теряется из виду бизнес-экосистема. 

Юзабилити — степень удобства. Причем юзабилити можно измерить, то есть выразить в цифре, насколько целевой аудитории удобно использовать интерфейс или продукт.

CX — Customer Experience, покупательский опыт. Например, когда человек сам что-то покупает (детям, партнеру, для компании), но пользователем не является. К сожалению, сейчас UX пытаются запихнуть и в CX.