О переходе из продукта в консалтинг, зарплатах продактов, преподавании и фановых собеседованиях

Как развиваться, когда достиг зарплатного потолка в менеджменте продуктов и хочется больше свободы в принятии продуктовых решений? Каким продактам рынок готов платить больше? Зачем переходить в продуктовый консалтинг и какие проблемы в нем существуют? 

Сергей Колосков, СЕО, Akhter Discovery & Design, ex-Ozon, Литрес и IBS, рассказал о своем опыте перехода в предпринимательство и преподавательской деятельности. Статья написана на основе выпуска KOTELOV podcast.

Собеседования как личный челлендж и мониторинг рынка

Я долго работал в найме в таких компаниях, как Литрес, Ozon, IBS и другие, но при этом никогда не прекращал ходить на собеседование и откликался на разные вакансии как можно чаще и больше. 

Цель —  получать фидбек и чувствовать, сколько я сейчас стою как специалист, находится ли моя зарплата в рынке. Вторая цель, а точнее, гипотеза — найти кого-то, кому я буду интересен в плане консалтинга: как проектный коуч, трекер, наставник и т.п. — а не только на фуллтайм. Кроме того, собеседования позволяли добывать инсайты о конкурентах. Конечно, я уже давно так не делаю — предпочитаю беседы во время кофе-брейков на конференциях.

Иногда мне даже было интересно попасть на собеседование к кому-то конкретному и профессионально себя почелленджить. Именно так я однажды сходил к Денису Блинову, который тогда работал CPO Яндекс.Go. В то время сам я работал в Ozon и восхищался командой Яндекс.Лавки и Яндекс.Go — на рынке ни у кого не было возможности запускать столько экспериментов, сколько делали они.

Это собеседование произвело на меня сильное впечатление: Денис задал очень высокую скорость, выше, чем у меня в «стандартном режиме». Он закидывал меня вопросами и у меня даже иногда не хватало «козырей», чтобы ответить. Это было очень драйвово и жестко, я как будто бы позанимался на тренажере. Но тогда я решил не идти дальше по процессу найма. Возможно, мне стало стыдно и не хотелось впустую тратить время других людей.

Мы пишем о менеджменте продуктов и развитии в телеграм-каналах ProductSense и Продуктовое мышление.

Про работу в Ozon и его отличие от Яндекса

Ozon — это больше про владение продуктом. Сама продуктовая культура и возможность постоянно запускать что-то новое в Ozon пока развита не так сильно, как в том же Яндексе. Все-таки Ozon — это во многом бенчмарк Amazon. То есть команда смотрит на Amazon и повторяет, смотрит на Яндекс.Go и повторяет. А потом отслеживает результат: прижились новые фичи или нет. То есть в Ozon мы больше повторяли лучшие практики.

Яндекс же — это в первую очередь продуктовая команда: процессы discovery, валидация, проверка, запуск чего-то нового, инновации. На мой взгляд, это очень разные среды в плане культуры — а я успел поработать и там, и там.

В какой-то момент Ozon начал очень сильно преображаться. Мы начали читать буквально каждый отзыв и вместо Instagram в паузах изучать отзывы клиентов. Начали много касдевить, искать инсайты с точки зрения пользователя и рынков. 2–3 последних года для Ozon с точки зрения NPS и других важных метрик совершил прорыв именно за счет того, что на уровне CEO был такой приоритет.

Еще одна вещь, которая меня сильно ментально развила — это отсутствие скидок для сотрудников Ozon. Принцип простой: если тебе нравится продукт — пользуйся. Не нравится — не пользуйся. Крутая идея!

О переходе в менеджмент продуктов

Как и большинство продактов, в профессию я попал случайно — перед этим работал проджектом в компании IBS: ТЗ, защита проекта перед какими-нибудь госслужащими, всё по классике. Но в процессе работы мне попалась задача, которая требовала продуктового подхода — это был проект «Мобильный университет». Мы делали экосистему мобильных сервисов для университетов и эти сервисы даже внедрялись в больших федеральных вузах.

Для работы над этим проектом мне пришлось изучить техники касдева, чтобы понять, что нужно студентам, ректорам, деканам и преподавателям. И мне понравилось. После этого я начал искать работу в продуктовой компании — и прошел самое большое количество собеседований в своей жизни, потому что опыта в классическом продакт-менеджменте у меня не было, я входил в профессию из другого, пусть и смежного, направления. За год поисков работы я откликнулся примерно на 150 вакансий, попал на 50 собеседований и получил 2 оффера. Такой была воронка.

В итоге я вышел на работу в Литрес. Причиной выбора именно Литреса стал мой личный стартап, который тоже был связан с книгами — мне не хватало опыта в этой индустрии. Сейчас его уже не существует, проект назывался Secretbook. В то время стояла шумиха вокруг Tinder и моё книжное приложение работало по схожей механике: пользователь видел фрагменты из книг и решал, хочет ли прочитать полную версию. 

В Литрес я прошел самый настоящий курс молодого продакта. Тогда в роли CPO там работал Даниил Спица, а он очень крут как преподаватель и коуч: за короткий промежуток времени он очень серьезно прокачал меня в новой профессии. 

Проджекту для перехода в продукт необходимо подтянуть юнит-экономику, аналитику, навык общения с маркетологами. Зато у него уже прокачаны лидерство, управление ожиданиями и еще ряд важных для менеджера продуктов скиллов.

Но вообще, для меня самые крутые продакты — это QA-инженеры. Пожалуй, они уже видели все чужие ошибки, которые только можно было совершить. А продакт — это в первую очередь насмотренность. Ты знаешь, что кто-то когда-то с чем-то сталкивался.

О зарплатах продактов и карьерных треках

Базово у продакта есть две популярные траектории развития:

  • Стать CEO, то есть уйти в высший менеджмент, C-Level.
  • Стать предпринимателем — так в итоге сделал я.

Конечно, это относится к тем, кто проработал в менеджменте продуктов около пяти лет. Именно пять лет — та точка, в которой ты определяешься, куда хочешь пойти дальше.

Что касается потолка по зарплате, то есть две области, в которых этого потолка для продактов фактически нет: на рынке днем с огнем не найти толковых свободных специалистов по по запуску новых способов логистики и по запуску финтех-продуктов. Если вы такой специалист, с ростом зарплаты у вас все будет хорошо.

Еще есть индустрии, в которых зарплаты в целом выше — и речь вообще не о крипте. Один из ведущих классифайдов России предлагал мне зарплату на позицию senior на уровне 500 000 рублей в месяц. На тот момент им были очень нужны мои компетенции, наработанные в Ozon. 

О жизни на фрилансе

Я всегда мечтал о позиции с префиксом Chief, но с одним нюансом: я хотел сам формировать свой продуктовый портфель и выбирать, что именно делать. Когда я работал в Ozon, я об этом очень много думал, и в итоге решил заняться консалтингом. мне очень понравилась идея о том, что я сам могу выбрать людей и продукт, с которыми буду работать. 

О продакт-менеджменте сейчас задумываются очень многие компании. Например, ко мне обращалась компания, которая производит автомобильные шины. Я бы в жизни не подумал, что им будет интересен продакт-менеджмент — но он им интересен и они готовы в это инвестировать.

Поэтому сейчас я занимаюсь консалтингом — и эта тема меня гораздо быстрее развивает в профессиональном отношении. Когда ты аутсорсер, ты должен выдать результат за 2–3 месяца максимум, у тебя нет года, как в найме. И такой режим мне очень нравится — это невероятно бодрит, развивает и приносит удовольствие.

В консалтинге я могу заниматься тем, что на самом деле необходимо для развития продукта. То есть, к тебе приходят с проблемой: «Что-то не складывается с маркетологом». А ты заглядываешь в юнит-экономику и видишь — проблема вообще не в маркетологе, маркетолог дает отличный результат по своим каналам. А реальная проблема в retention и среднем чеке. И ты начинаешь в них разбираться — что и почему идет не так как надо.

В консалтинге гораздо больше свободы, гораздо меньше баталий и дебатов, не нужно прикладывать кучу усилий, чтобы отстоять свою точку зрения, убедить кого-то в необходимости тех или иных действий и запуска тех или иных процессов. По сути, ты полностью сосредотачиваешься на смыслах и важном, а не на всей этой обвязке в виде бесконечных согласований.

Еще один плюс такого режима — резкое повышение насмотренности. Когда я начал заниматься консалтингом и преподавательской деятельностью, я знал, что происходит в e-commerce. Теперь я знаю, что происходит в 10–12 рынках и индустриях — причем знаю это довольно глубоко, на уровне SWOT-анализа по продуктам, конкурентам и т.п.

Но в консалтинге есть и свои проблемы. Главная из них — масштабирование, потому что ты далеко не все можешь делегировать и остаешься ключевым компонентом этого самого консалтинга. В найме с этим проще.

Как показывает практика, «хороший человек» — это тоже профессия. Если ты успешно решил одну проблему, то к тебе придут и за решением других проблем. тут все очень сильно завязано на доверии. Иногда у меня даже возникает ощущение, что харды не так важны, как отношения. Ведь в работу ты берешь довольно чувствительные данные, и это накладывает серьезные обязательства и требования к уровню доверия.

Заспойлерю цены — наверняка многим такой бенчмарк будет полезен. Условно мое предложение «Диагностика продукта», состоящее из анализа юнит-экономики и сегментации аудитории стоит 250 000 рублей. Это некий первый вход в продукт, который делается за 2–3 недели. В процессе такой диагностики мы наводим порядок в ключевых артефактах продукта и составляем верхнеуровневую дорожную карту.

Поработав в консалтинге, я понял: по своей воле в наем я не вернусь. Возможно, я мог бы себя представить в роли партнера или генерального директора компании, акциями которой я владею или долю в которой имею. При этом я постоянно работаю с людьми из найма и мне очень интересно быть таким «тайным CPO», который саппортит реального CPO или менторит продуктовую команду.

Первое, что я ощутил, полностью перейдя в предпринимательство, это поддержка от людей. Сообщения типа: «Это очень классный шаг, мы за вас очень рады» — и сердечки с поцелуйчиками в мессенджерах. И это было очень круто. Я чувствую, что набираю высоту и мне не нужно это ни с кем согласовывать. Я чувствую прилив свободы, прилив возможностей. Раньше я не мог где-нибудь в эфире сказать, чем занимался в Ozon. А в Ozon я не мог сказать, что занимаюсь консалтингом.

О продуктовом образовании

У меня два образовательных продукта. Первый — своя продуктовая школа на платформе Otus. Я там уже три года руковожу программой: определяю, какой преподаватель может присоединиться к программе, какой вебинар провести, и полностью отвечаю за счастье студентов. Через эту программу прошло порядка 200 продактов, и я горжусь кейсами, когда люди из непродуктовых компаний после нашего обучения переходили в Яндекс. 

Еще сейчас я пробую себя в асинхронном формате — с предзаписанными видео. Этот формат, как мне кажется, быстрее приближает меня к «вилле на озере Комо», потому что у него гораздо выше маржинальность.

Начинал я преподавать чисто для систематизации знаний. Я не чувствовал себя экспертом в продакт-менеджменте — но когда ты выступаешь перед людьми, которые заплатили денег, чтобы тебя послушать, ты стараешься принести им реальную пользу. 

Помню первые комментарии к своим вебинарам: «Преподавателя нужно слушать на скорости х2», «Преподаватель рассказывает буллшит, который я могу прочитать и на vc.ru». Но я поработал с обратной связью и вот уже три года преподаю — даже точно не могу вспомнить, какой по счету поток студентов выпустил, тринадцатый или четырнадцатый. 

Преподавание — очень крутой процесс с точки зрения развития насмотренности и профессиональных скиллов, поэтому я всем рекомендую пробовать себя в роли преподавателя. Только не ради денег — потому что денег там нет.